Если вы хотите привлекать новых клиентов и удерживать постоянных, изучайте и внедряйте точки контакта с клиентом. От них зависит восприятие вашего продукта/услуги и общее впечатление от компании. В статье разберем, почему точки касания важны, их виды и как с ними работать.
 
Что такое точки контакта с клиентом
Это любые ситуации, в которых клиент взаимодействует с компанией (брендом), на протяжении всего своего пути, начиная с первого знакомства и заканчивая послепродажным обслуживанием. Могут быть как прямыми, так и косвенными. Например:
- Человек увидел пост в Инстаграме о вашей компании. (косвенная)
 - Менеджер написал ему в Директ. (прямая)
 - Клиент приехал в офис компании. (прямая)
 - По пути он увидел баннер о продукте. (косвенная)
 
У каждой компании свои точки соприкосновения с клиентами. Известный маркетолог Игорь Манн определяет 189 таких разнообразных точек. Но внутри одной компании достаточно выбрать несколько подходящих, чтобы успешно вести бизнес.
Ключевые особенности точек касания:
- охватывают все этапы клиентского пути: до покупки, во время покупки, после покупки.;
 - присутствуют во всех разнообразных каналах и форматах: сайт, социальные сети, электронная почта, реклама, офлайн-магазины, обзоры, звонки в колл-центр и др.;
 - любая точка формирует восприятие бренда и влияет на лояльность клиента;
 - негативный опыт в нескольких точках контакта может привести к потере клиента, при этом положительный опыт увеличивает вероятность повторных покупок и рекомендаций.
 
Зачем изучать точки контакта
Если для вас клиент — не просто цифра в отчете и вы действительно хотите развивать бизнес, то сделайте взаимодействие с компанией удобнее, проще и приятней для клиента. Учитывайте психологию потребителей и их запросы.
 
Как точки влияют на успешность бизнеса:
- показывают, какие процессы нужно улучшить;
 - дают понять позитивный и негативный эффект от контента;
 - демонстрируют слабые этапы в воронке продаж.
 
От первого контакта с клиентом будет зависеть весь путь продажи: оставит ли клиент заявку, свяжется ли с конкурентами, поделится ли отзывами и рекомендациями.
Виды точек касания с клиентом
Виды точек бывают разными в зависимости:
- От реакции людей. Положительные, нейтральные и отрицательные точки зависят от эмоций покупателя, его выводов и впечатлений.
 - От времени внимания клиента. К однократным относят коммерческое предложение. К повторяющимся — публикации в социальных сетях, рекламные ролики.
 - От срока жизни самой точки. Краткосрочные точки — визитка, рекламный баннер, упаковка; долгосрочные — сайт, использование продукции.
 
Еще точки делят в зависимости от формы подачи и типа информации. Рассмотрим их подробнее.
Визуальные
Основную информацию мы получаем с помощью зрения, поэтому визуальные точки соприкосновения будут ключевыми. К ним относятся:
- внешний вид здания и сотрудников, самого товара;
 - рекламные вывески, баннеры и листовки;
 - дизайн офиса;
 - юзабилити сайта, фотографии товаров;
 - и многое другое, что можно оценить глазами.
 
Аудиальные
Чаще всего их применяют во время прямого контакта с клиентом, но и в удаленных продажах они тоже важны. К ним относятся:
- первые фразы консультантов;
 - тон общения и громкость слов;
 - музыка в офисе.
 
Консультации должны проходить только в спокойной обстановке. Чтобы эта точка касания не стала негативной, включайте расслабляющую музыку, которая не будет привлекать внимание.
Обоняние
Что бы ни производила ваша компания, в помещении всегда должно приятно пахнуть либо ничем не пахнуть. Обратите внимание на запахи:
- в приемной или магазине;
 - всех товаров и даже сотрудников.
 
Чтобы клиенты чувствовали себя комфортно, позаботьтесь о нейтрализации неприятных запахов.
 
Информационные
Вся информация для клиента должна быть полезной и позитивной:
- карточка с описанием товаров;
 - скорость ответа консультантов;
 - отзывы клиентов;
 - блоги;
 - e-mail рассылка.
 
Шрифты должны быть читабельными, формулировки четкими, а отзывы реальными. Все это вызывает доверие к бренду, помогает покупателю сделать выбор.
Подсознательные
Не всегда человек принимает решение рационально. Чтобы воздействовать на подсознание человека, нужно обращать внимание на каждую мелочь: мебель, канцелярия, даже вид из окна.
Такие точки касания тоже можно сделать положительными, чтобы у клиентов возникло внутреннее ощущение комфорта.
Опыт
Если клиент уже встречался с вашим продуктом или сотрудниками, то опыт станет решающим фактором: понравился ли товар, хорошо ли обслужили, какое было общее впечатление. После обращения клиента нужно закрепить хорошее впечатление. Сделать это можно с помощью:
- презента;
 - бонусов;
 - сообщения об акции;
 - именной карты лояльности.
 
Как правильно определить точки контакта с клиентом
Важен путь от первого взаимодействия до продажи. Вычислите каждое взаимодействие и работайте над их качеством. Для этого:
Пройдите путь клиента
Поставьте себя на место клиента и пройдите весь покупательский путь. Оценивайте каждый шаг объективно, чтобы выявить слабые места и возможности для улучшений.
Изучите опыт конкурентов
Пройдите весь путь взаимодействия с продуктом или услугой у ваших конкурентов, представляя себя клиентом. Можно встретить много интересных ходов и стратегий и адаптировать лучшие практики под свой бизнес.
Проанализируйте воронку продаж
Изучите все этапы воронки продаж. Каждый этап воронки — это точка касания с клиентом. Работа над их качеством повысит лояльность и конверсию.
 
Как работать с точками касания
Как только вы проанализируете весь покупательский путь и найдете точки касания, можно начинать с ними работать: планировать внедрение новых, контролировать существующие, разрабатывать уникальные.
Отсортируйте ваши точки
Каждой точке контакта с клиентом дайте оценку, насколько каждая из них важна для бизнеса. По рейтингу будут видны самые нужные точки, оцените эффективны ли они.
Ответьте на важные вопросы
Проанализируйте все точки соприкосновения и к каждой задайте вопросы:
- 
	
Что нужно сделать, чтобы точка стала эффективней?
 - 
	
Кого назначить ответственным за это?
 - 
	
Сколько нужно времени на улучшение точки?
 
Уберите слабые звенья
Каждая точка несет положительный или негативный настрой после соприкосновения. Если вы заметили, что клиенты уходят с сайта, оставляют отрицательные отзывы, то над точкой нужно работать или вовсе убрать.
Сделайте выигрышные точки
Все средние по эффективности точки нужно переквалифицировать в положительные. Если вам нужен рекламный баннер, продумайте с дизайнером и маркетологом оформление и привлекательное УТП, чтобы произвести впечатление и вызвать положительный отклик (реакцию «вау!») у будущих покупателей.
Воздействуйте на все органы чувств
Уделите время сенситивному маркетингу. Например:
- 
	
Если ваш сайт удобный, пусть он еще будет и красивым.
 - 
	
Работники пусть будут не только квалифицированы, но и с грамотно поставленной речью и спокойным тоном.
 
Найдите пропущенные точки взаимодействия с клиентами
Когда будете проходить покупательский путь, вы заметите недостающие звенья. Обнаружить их помогут и конкуренты. Пропущенные точки сразу добавляйте.
 
Установите взаимосвязи между точками
Каждая точка — это элемент длинной цепи. Взаимодействие с одной подталкивает к взаимодействию с другой. Клиент проходит путь до покупки, сам того не замечая:
- 
	
Заходит в Google, чтобы найти решение своей проблемы.
 - 
	
Натыкается на статью с описанием разных способов.
 - 
	
Читает отзывы или готовые предложения на сайте и переходит к покупке (скачивает приложение, оформляет подписку, знакомится с другими продуктами).
 
Как CRM помогает с точками соприкосновения с клиентом
CRM-система может взять на себя многие процессы:
- отправка электронных писем;
 - рассылка смс;
 - оповещения о статусе заказа;
 - сбор и распределение заявок для менеджеров;
 - вписание данных клиента в шаблонные письма;
 - составление отчетов и актов по заданным параметрам.
 
Так вы освободите сотрудников от рутинной работы для более важных задач, с которыми не справится автоматика.
Если нет времени на освоение CRM, попробуйте сервис Сделки MANGO OFFICE. Он автоматически добавит нового клиента в базу: вы не упустите ни одного. Также обработает все обращения из разных каналов. Вы сможете видеть воронку продаж, весь путь от обращения клиента до закрытия сделки.
Что важно запомнить
- 
	
Каждый этап воронки продаж — это точка контакта. Если комплексно проработать все точки, то количество продаж и положительных отзывов будет постоянно увеличиваться.
 - 
	
Правильно выстроенные точки контакта делают взаимодействие клиента с компанией простым и удобным. Используйте сенситивный маркетинг, CRM и опыт конкурентов.
 - 
	
Первая точка часто самая важная и определяющая. Не пытайтесь внедрить сразу множество точек, сфокусируйтесь на эффективных именно для вашего бизнеса и целевой аудитории.
 
< читать Журнал